Одна из самых таинственных фигур 19-20 веков в российской истории – Петр Александрович Бадмаев. Знаменитый врач тибетской медицины, вращавшийся в высших кругах столичного общества и… оказавший огромное влияние на политику Российской империи, российский дипломат, исследователь Востока, ученый, врач-практик, основоположник врачебной науки Тибета и первого переводчика на русский язык главного руководства по тибетской медицине «Жуд-Ши». 100 лет назад, до революции 1917 года, имя этого человека гремело по всей России.
Сто сорок лет назад под Читой вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Медицинских средств для борьбы с нею не существовало. Смерть косила и население, и самих медиков. Эпидемия угрожала всей России. Кто-то посоветовал губернатору, графу Муравьеву-Амурскому, обратиться за помощью к буряту-знахарю по имени Сультим Бадмаев: мол, он с детства учился врачебной науке Тибета, лечил и людей, и скот и пользовался «огромной известностью в Забайкалье».
Разыскали Бадмаева. Тот согласился помочь и за двадцать дней ликвидировал эпидемию, раздавая пакетики с какими-то порошками. Знахаря вызвали в столицу, представили Александру II. Крестили, назвав Александром Александровичем. Царь сказал: «Награжу всем, что пожелаешь». Думал, Бадмаев попросит орден или денег. А тот попросил … госпиталь – чтобы лечить по своей методе, и погоны военного врача – чтобы не унижали коллеги-медики. Придворных изумила и даже возмутила просьба. А Александр II велел: «Пусть покажет, что может».
Бадмаеву отвели палату в Николаевском госпитале. Поместили в нее страдающих сифилисом, туберкулезом и раком – всех в последней стадии. За лечением с пристрастием наблюдали врачи. Все пациенты выздоровели. «Столичное чудо» потрясло больше читинского. За этот беспримерный врачебный подвиг правительство «испросило у Государя Императора небывалую награду для человека, который плохо говорил по-русски … сравняв его с военными врачами, получившими высшее медицинское образование»: Бадмаеву было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств.
Получив разрешение лечить больных, Александр Бадмаев вызвал к себе на подмогу младшего брата Жамсарана. Будущий петербургский целитель Жамсаран (в крещении Петр) Бадмаев родился в многодетной семье скотовода Агинской степи Забайкалья. Его родители вырастили и воспитали четырнадцать детей. Жамсаран был младшим ребенком в семье.
Учеба Петра в Петербургском университете закончилась в 1875 году. После этого Бадмаев Петр Александрович стал работать в Азиатском департаменте министерства иностранных дел. Но молодой человек был не просто чиновником. После ранней смерти старшего брата ему в наследство досталась популярная петербургская аптека. В ней продавались тибетские лекарственные средства, пользовавшиеся в столице большим спросом. Светская публика с трепетом относилась ко всевозможным загадочным средствам, доставляемым из далекого азиатского края. Став аптекарем, Бадмаев Петр Александрович углубился в изучение культуры Тибета. Очень быстро он стал видным специалистом в области медицины. Причем предприимчивый Бадмаев не останавливался на теоретических познаниях. Он начал заниматься лечебной практикой, сделавшей его имя известным всему городу. В качестве медицинских средств Петр Бадмаев использовал травы и порошки собственного производства. Серый кардинал В качестве петербургской знаменитости Бадмаев сблизился с высшим светом столицы и царским двором. Он стал публичной фигурой первой величины в правление Александра III. Самодержец даже был крестным отцом бурята, принявшего православие уже в зрелом возрасте. Петр Бадмаев не только стал христианином, он поддерживал контакты с главными лицами в Церкви. Так сохранилась обширная переписка врача со знаменитым проповедником своего времени — Иоанном Кронштадтским. Религиозность и мистичность фигуры Бадмаева помогли ему стать еще ближе к власти после восшествия на престол глубоко суеверного Николая II. Еще одним человеком с похожим влиянием был куда более известный Григорий Распутин. Именно с помощью «тобольского старца» Бадмаев долгое время связывался с царем и его супругой Александрой Федоровной. Распутин же нередко бывал у популярного знахаря. На его квартире периодически организовывались встречи бюрократической и чиновничьей элиты. Распутин, оказывавший на Николая II огромное влияние, часто сам рассматривал кандидатуры на посты министров на их профпригодность. Важным в этой связке был и Петр Александрович Бадмаев.
О возможностях врача тибетской школы свидетельствуют такие цифры. После смерти старшего брата Петр с 1873 по 1910 год работал один. За 37 лет принял в своем кабинете 573 856 больных, что подтверждалось регистрационными книгами. Это 16 тысяч с лишним пациентов в год. Около пятидесяти человек в день. Его рабочий день длился 16 часов. До самой смерти трудился он без выходных, праздников и отпусков.
По сохранившимся документам, из полумиллиона с лишним больных, излеченных Петром Бадмаевым, более ста тысяч относились к категории безнадежных. Диагноз Бадмаев ставил по пульсу. Эта процедура длилась не более минуты. Больной получал билетик с номерами порошков, которые приобретал в аптеке, расположенной в том же здании. Пациентам Бадмаева было выдано бесплатно и продано в аптеке 8 140 276 порошков. Рабочий платил за визит 1 рубль, господа – до 25 рублей золотом.
«Как врач, Пётр Бадмаев не имел равных. Лекарь встречал пришедшего к нему на прием больного и начавшего, было, излагать свои жалобы, фразой: «Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня… «, — и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора. (А вера во врача и безусловное ему послушание — одно из требований врачебной науки Тибета). Каким же образом Бадмаев определял диагноз, не имея на руках данных медицинских исследований — анализа крови, мочи и т. п.?
Главное, конечно, опыт и врачебная интуиция. Это личные качества врача. Но существуют и объективные данные: цвет кожи, голос (очень важно!), наконец пульс (существуют сотни оттенков пульса, понятные врачу). Во врачебной науке Тибета есть даже термин «пульсовая диагностика». Если и эти данные не дают еще картины, то тибетский врач приступает к методичному расспросу больного. Но опять таки не спрашивает, что у вас болит; спрашивает, например, какое у вас ощущение после принятия пищи, какой вкус во рту и т. п. Петр Александрович тратил иногда на одного больного много времени, но, как правило, мгновенно ставил диагноз. Он считался крупнейшим диагностом.» (Гусев Борис Сергеевич, писатель, внук П. Бадмаева).
Курсы лечения у Бадмаева проходила петербургская знать, члены царской фамилии. Сюда за лекарствами приезжал Григорий Распутин. Приезжали лечиться пациенты не только из столицы, но и из других городов. Здесь же постоянно проходили стажировку врачи Медико-хирургической академии. Лечились у Петра Бадмаева и простые рабочие люди, были и совсем малоимущие.
И при царской России, для поисков тайных знаний (вечной молодости, влиянии на мир) посылались экспедиции. В 1881 году Бадмаев отправился в длительную поездку на Восток: в Монголию, Китай и Тибет.
Именно с подачи П. Батмаева, для поиска тайных знаний вечной жизни, были организованы экспедиции на Тибет чекистами (Ф.Э. Дзержинским). Будучи убежденным монархистом и сторонником расширения влияния России на Востоке, он предложил грандиозные планы по включению Китая, Тибета и Монголии в сферу влияния России, вплоть до полного присоединения этих стран. А как врач и ученый, он хотел продолжать изучение тибетской медицины – продолжать исследовать основной трактат «Жуд-Ши».
Бадмаев получил генеральский чин действительного статского советника. После смерти Александра III в 1894 году он ушел в отставку и посвятил себя исключительно тибетской медицине.
О тибетской медицине в России.
Источником возникновения и развития Тибетской медицины послужили медицинские знания Древней Индии. На территории России самым северным регионом распространения тибетской медицины является Забайкалье. В XIX веке в Забайкалье при буддийских дацанах стали открываться медицинские школы. Лечение природными средствами обязательно сочеталось с религиозными обрядами. Классическим руководством по тибетской медицине является сочинение «Жуд-Ши». В начале 1890-х годов Петр Александрович начал заниматься переводом трактата на русский язык и приложил к этому немало усилий.
Важный вклад П. Бадмаева: ОТДЕЛЕНИЕ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ ОТ РЕЛИГИИ (буддизма)
1. Чтобы сделать тибетскую медицину доступной народу России, Бадмаев взялся за перевод трактата «Жуд-Ши». Это оказалось непросто. Старинный текст был зашифрован. Требовались согласие и помощь людей близких к далай-ламе. Но Бадмаев преодолел трудности. И в 1898 году первое издание «Жуд-Ши» на русском языке вышло в свет.
П.А. Бадмаев о своем опыте познания тибетской медицины: «Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях»
2. Насколько сочетается труд Бадмаева с православным вероучением?
В отличие от традиционной тибетской медицины, где совместно с лечением обязательно применялись религиозные буддистские обряды, П. А. Бадмаев в своей лечебной практике не использовал ритуалы и практики буддийской религии. Его задача была отделить медикаментозное действие лекарственных препаратов от религиозных знаний Востока.
П. Бадмаев — классический врач, он окончил военно-медицинскую академию, знал прекрасно и восточную, и европейскую медицину. Он провёл работу, в результате которой, система тибетского лечения под названием Жуд -Ши была отделена от религиозного учения Востока. Будучи христианином, он привнес восточную медицину в нашу среду.
Вопрос о противоречии с православным вероучением был закрыт.
//Примечание по теме сайта: КЭ каналы также, однажды были социализированы, т.е. отделены от конфессиональных ритуалов. По именам каналов мы видим, у некоторых из них, связь с тибетскими, буддийскими практиками и др. Способы и возможности проведения такой работы (по социализации религиозных практик) стали известны специалистам, в том числе, и через П. Батмаева//
«Конечно, успех дела порождал и зависть коллег, но были и идейные, так сказать, противники тибетской медицины: что это за наука, которая лечит травами, отрицает методы традиционной европейской медицины?! … противники деда обвиняли не его, а тибетскую медицину, отрицая ее как науку.
На эти нападки дед ответил резкой полемической брошюрой «Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета» (вышла двумя изданиями: в 1903 и 1915 гг.) В ней он, в частности пишет: «У меня излечились десятки тысяч больных с болезнью «боро». Эти больные приходили ко мне с разными диагнозами европейских врачей: кто определял катар желудка, другой язву желудка, камни в печени, туберкулез. Все эти больные совершенно излечились. Способ исследования болезни, определения болезни и лечение по системе врачебной науки Тибета… стоит на строго научной почве».» (Гусев Борис Сергеевич, писатель, внук П. Бадмаева)
В 1910 году Бадмаев обратился в Министерство внутренних дел, которое ведало также здравоохранением, с просьбой разрешить:
1. Организовать в Санкт-Петербурге общество, способствующее скорейшему исследованию врачебной науки Тибета.
2. Именовать врачами тибетской медицины выпускников медицинских учебных заведений, овладевших врачебной наукой Тибета, и предоставить им право лечить по этой системе.
3. Открыть общедоступную аптеку средств тибетской медицины, где каждый препарат будет продаваться по цене 10 копеек порция при стоимости лечения 1 руб. 40 коп. в неделю.
4. Открыть Клинику тибетской медицины (Бадмаев сам обязался ее содержать, выделяя ежегодно по 50 000 рублей золотом).
5. Подготовить специалистов тибетской медицины из числа молодых дипломированных врачей.
В обмен на это Бадмаев обещал раскрыть секреты тибетских рецептур, хранимые веками.
Медицинский совет при Министерстве внутренних дел отказал ему по всем пунктам. Профессура, не имевшая ни малейшего понятия о рассматриваемом предмете, вынесла заключение, что «тибетская медицина … представляет собой не что иное, как сплетение зачаточной архаичной науки с невежеством и суеверием».
Предлагая узаконить в России тибетскую медицину, Петр Бадмаев писал: «Настанет счастливое время – и все выработанное врачебной наукой Тибета сделается достоянием каждого. Только тогда врачи займут то высокое положение, которое им принадлежит по праву в культурном мире… И больные не будут обременять Государство…».
в 1920 году, умирая, П. А. взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустила бы приема больных и продолжила его дело. Елизавета Федоровна Бадмаева выполнила завет мужа. С 1920 по 1937г. она вела прием в его кабинете, на Литейном 16, имея официальное разрешение Ленгорздравотдела.
Петр Александрович Бадмаев — незаурядная личность не только для своего времени. Вся его долгая жизнь служит нам примером неутомимого трудолюбия, преданности своему Отечеству, безупречного исполнения своих профессиональных и служебных обязанностей, обширной общественной деятельности, благотворительности, милосердного отношения и христианской любви к людям.